А мы не добрые, у нас просто зла на вас всех не хватает ©
Хотела сначала просто выложить для сравнения три цитаты, потом начала их сверять, и какой-то неочевидный переход получается от одной к другой. Три автора о древних греках. Так вот, у Зелинского древнегреческая религия - лучшее, что могло случиться с человечеством. Он очень правильно пишет в самом начале про неверное восприятие, о прелестных масках, за которыми - пустота, а не бездны:
вот это вот
Он пишет о том, что вся природа - живая, не только сама по себе, но и в тысячах божеств в ней, и эллин никогда не чувствовал себя одиноким. Но у него это золотой сон, идеальный мир, где богов любят, а не боятся (да,да, да), и это его золотое время. После этого хорошо идут такие цитаты из Грейвса:
"В искупление смерти Гиппаса в Орхомене ежегодно празднуют праздник под названием Агриония («побуждение к дикости»), на котором избранницы сначала делают вид, что разыскивают Диониса, а затем, сойдясь на том, что он пребывает где-то в обществе муз, садятся в кружок и загадывают друг другу загадки до тех пор, пока из храма Диониса не выбежит жрец с мечом и не убьет ту из них, которую поймает первой."
Еще одна пара. Зелинский:
"Как и в чем объявляется бог? В силе, отвечают одни; в знаменательной загадочности, отвечают другие, в устрашающем безобразии, отвечают третьи. И вот индиец изображает своего бога многоруким; египтянин своему дает голову шакала, ибиса и т. д.; дикарь представляет своего с исковерканным лицом и с клыками. Один только эллин ответил: бог объявляется в красоте."
И Бахмутский:
"Греческий бог не отличается добротой, он — не образец нравственности. Он — воплощение красоты. Всё греческое искусство — это попытка изобразить божество как некий высокий образец, совершенное выражение прекрасного.
...
Люди страдают, умирают, для них война — это трагедия. А боги смеются. Для них это игра. Им ничто не угрожает. Кстати, гомерический хохот вошёл в пословицы. Этим завершается первая песнь «Илиады»: боги смеются.
вот это вот
Он пишет о том, что вся природа - живая, не только сама по себе, но и в тысячах божеств в ней, и эллин никогда не чувствовал себя одиноким. Но у него это золотой сон, идеальный мир, где богов любят, а не боятся (да,да, да), и это его золотое время. После этого хорошо идут такие цитаты из Грейвса:
"В искупление смерти Гиппаса в Орхомене ежегодно празднуют праздник под названием Агриония («побуждение к дикости»), на котором избранницы сначала делают вид, что разыскивают Диониса, а затем, сойдясь на том, что он пребывает где-то в обществе муз, садятся в кружок и загадывают друг другу загадки до тех пор, пока из храма Диониса не выбежит жрец с мечом и не убьет ту из них, которую поймает первой."
Еще одна пара. Зелинский:
"Как и в чем объявляется бог? В силе, отвечают одни; в знаменательной загадочности, отвечают другие, в устрашающем безобразии, отвечают третьи. И вот индиец изображает своего бога многоруким; египтянин своему дает голову шакала, ибиса и т. д.; дикарь представляет своего с исковерканным лицом и с клыками. Один только эллин ответил: бог объявляется в красоте."
И Бахмутский:
"Греческий бог не отличается добротой, он — не образец нравственности. Он — воплощение красоты. Всё греческое искусство — это попытка изобразить божество как некий высокий образец, совершенное выражение прекрасного.
...
Люди страдают, умирают, для них война — это трагедия. А боги смеются. Для них это игра. Им ничто не угрожает. Кстати, гомерический хохот вошёл в пословицы. Этим завершается первая песнь «Илиады»: боги смеются.